Первое искусственное освещение появилось еще в древние времена, когда люди научились добывать огонь. Это был очаг, находящийся в центре помещения. С развитием наскальной живописи стало появляться дополнительное боковое освещение. Факелы вставляли между камнями, чтобы осветить стены. Такие факелы можно назвать первыми бра.

В Риме и Греции использовались напольные светильники, представляющие собой треногу и чашу с горючим, часто туда добавлялись различные добавки для ароматизации помещения. Позже такой светильник заменил канделябр.

Настоящим прорывом в искусственном освещении явилось изобретение свечи. Свечи почти не коптили и были более просты в использовании. Сначала их делали из животного жира, чуть позже из воска. Такими мы их видим и до сих пор.

С появлением свечи светильники стали превращаться в произведения искусства. Дворцы стали просто наполнены светом от витиеватых канделябров, изящных подсвечников, на стенах блистали бра. А в конце XVII века окончательно сформировался образ люстры. Дворцовые залы стали украшать огромные люстры из стекла и камней, на которой пылали сотни свечей. Вес такой люстры мог достигать тысячу килограммов. Представьте, сколько времени требовалось, чтобы ее зажечь и потушить. Были устроены специальные механизмы, которые поднимали и опускали такие люстры.

Затем появились керосиновые лампы. Практически все они, даже самые обычные (например «Летучая мышь») были очень изящны. Чего стоят настольные светильники Тиффани, которые и в наши дни (только теперь уже электрические) считаются одними из самых изящных в мире световой моды. Дизайнеры начали придумывать интересные варианты ламп для детских, для спален, для кабинетов.

В это время улицы крупных городов начинают освящать газовые фонари. Их меньшие братья – газовые рожки начинают активно конкурировать с керосиновыми лампами. И те и другие сильно коптили и были достаточно опасны в использовании.

Хорошо, что мы живем в эпоху электричества, спокойно можем пожинать плоды Томаса Эдисона и наслаждаться разнообразнейшим дизайном осветительных приборов современного мира.